USD
59.14
-0.22
EUR
69.43
-0.29

Финляндия — страна раллийных чемпионов

Финляндия. Суровый северный край, где олени,мерзлота и высокие налоги. Говорят, где-то здесь коротает лето Санта-Клаус, который на самом деле Йоулупукки. Но нас интересует другое: как страна с населением всего 5 млн человек занимает первое место в мире по количеству раллийных чемпионов?

Беспощадный фольклор давно записал финнов в категорию вселенских тормозов наравне с эталонными эстонскими флегматиками.Тяжелый взгляд, веская немногословность, отрешенность и индифферентность, помноженные на количество выпитого за долгую зиму, — таков вкратце архетип жителя Суоми. Но стоит посадить его за руль, как все население планеты Земля разом превратится в табун догоняющих. Включая многих известных любителей быстрой езды.


А вот и немного статистики: в классе WRC за финнами числится 14 чемпионских титулов — абсолютный рекорд в неоФициальном национальном первенстве. А в «Формуле -1» из девяти выступавших финнов чемпионами стали трое. Или каждый третий, что также является наивысшим показателем за всю историю. Все еще не впечатляет?
Тогда как насчет отдельно взятого ралли «Тысяча озер», среди победителей которого имеются четыре шведа, три француза, испанец, эстонец и 19 местных «отморозков»? Кажется, именно оттуда пошла знаменитая в гоночных кругах пословица: Want to win — employ a finn. «Победы желаешь — финна нанимаешь», — переиначил бы мастер Йода.

Очевидно, должна быть какая-то причина, по которой каждый финн представляет собой готовую личинку гонщика. И пока британские ученые теряются в догадках, попробуем внести свой вклад и двинуть вперед официальную науку.

Гимн Финляндии

Обратим внимание на климат, в котором живут названные пять миллионов человек. Главный фактор здесь — бесконечно долгая зима, сопровождаемая мегатонными снежными зарядами и полярной ночыо в северных районах. Среднее количество дней в июне, когда температура повышается до 25 градусов, равно восьми. Автомобильные
путешествия в такой обстановке зачастую превращаются в полноценньй хоррор с элементами выживания, и, чтобы популяция жителей не сокращалась под натиском ДТП, финны сдают на права не так, как большинство народов мира.

Разница заключается в том, что по окончании основного курса, включающего 20 часов теории и 15 чаоов практических занятий, будущий водитель получает лишь временное удостоверение, действительное на протяжении двух лет. Чтобы получить постоянное,
необходимо успешно пройти дополнительную фазу обучения. Она короче основной, но гораздо интенсивнее: 4 часа вождения за два дня, из которых три — на специальной трассе, имитирующей скользкое покрытие.

Таким образом, лишь только переступив через порог автошколы, финские драйверы уже научены вести машину в контролируемом скольжении и знают, как разгоняться/тормозить/поворачивать на льду. Окончательную огранку молодые дарования получают уже во время рутинных поездок по родным местам — ведь нет ничего приятнее, чем веером пройти заснеженный поворот. Ну а когда
навыки освоены, финну самое время обратиться к любимой народной забаве — гонкам.

Летают все

Хотя на самом деле для участия в финских гонках не нужны ни права, ни документ удостоверяющий совершеннолетие пилота. Нужно наспех подготовленное грунтовое кольцо, несколько единомышленников и автомобиль, который не жалко. На выходе получаем так называемый folk racing — доступный буквально каждому кусочек автоспорта.

Технический регламент очень простой и вместе с тем чертовски эффективный. Заранее
оговаривается лишь одна цифра: стоимость машин, одна на всех. После гонки любой участник может потребовать у вас продать ему ваш автомобиль за эту сумму, и вы не имеете права отказать. На выходе имеем бодрое безжалостное рубилово, в котором
подчас принимают участие три поколения — от школьников до пенсионеров.

Впрочем, как правило, пилотов всё же делят на классы соответственно возрасту, полу и прочим признакам,делающим каждого человека особенным. Народные гонки
приобрели такой размах, что превратились в проблему для собирателей автомобильной
старины — значительная часть потенциальных раритетов умирает именно здесь, в колизеях районного значения.

Существует ещё один популярный вид автомобильных соревнований — «Радалле». Проходит на подготовленных автодромах и представляет собой крепко вставляющий коктейль из фестивальных удовольствий, обучения езде на гоночной трассе и — внимание — заездов на время. Попробовать может каждый желающий, цены весьма
демократичные и составляют до 10 евро за участие в финальном спринте — том самом.
который с секундомером. Народ приезжает целыми компаниями и проводит на автодроме все выходные. А могли бы телевизор посмотреть или, там, почитать Кортасара в подлиннике.

Важно понимать, что описанная выше картина — вовсе не удел кучки энтузиастов, знакомых друг с другом с детского сада. Подобное времяпрепровождение выбирает значительная часть взрослого населения Финляндии. А теперь попробуйте представить, в каком окружении живут их дети. Какую стезю выберет очередной маленький Кеке? Биржевого маклера? Программиста в «Майкрософт»? Космонавта? Ну разумеется.

Ралли Финляндии проводится ежегодно начиная с 1951 года. Из 61 чемпиона 53 — финны.

Те самые, знаменитые финны, которых всегда будут помнить

Ари Ватанен, 61 год. Чемпион мира по ралли в классе WRC 1981 года, четырёхкратный победитель «Дакара». Дебютировал на ралли «Тысяча озер», что можно считать каноническим началом карьеры финского гонщика. Ныне депутат Европарламента и глубокоуважаемый человек.

Юрки Ярвилехто, 47 лет. Многостаночник, отметился выступлениями в «Формуле-1», кузовном чемпионате DTM, а также в заокеанских сериях CART, ALMS и азиатской Speedcar. Наибольших успехов достиг в «Ле-Мане», где побеждал дважды: в 1995 и 2006 году.

Кими «Айсмэн» Райкконен, 33 года. Чемпион мира в «Формуле-1» 2007 года, характер нордический — может послать гоночного инженера в прямом эфире. Последнего слова в гонках ещё не сказал.

Потустороннее

Наше исследование было бы неполным без упоминания о важном для любого финна понятии, которое символизирует присущие Финскому характеру твердость, храбрость и даже некоторый фатализм. Мы говорим о «сису» — старинном термине, восходящем к истокам финской культуры. В это слово, которое дословно переводится как «мужество», финны вкладывают гораздо больше смысла. Говорят, именно сису а не водка помогает Райкконену на время забыть о педали тормоза и при этом сохранять невозмутимый вид во время награждений. Не каждому суждено во всей полноте познать данную максиму, но каждый может послушать, какую музыку играют вдохновленные сису
музыканты. Никогда не задумывались, почему финский метал — самый металлический, брутальный и смертельно тяжелый? А вы поживите в Лапландии хотя бы год.

WRC 2013, Обзор Ралли Финляндии


Читайте также:
comments powered by HyperComments
Наверх