USD
59.66
-0.49
EUR
66.68
-0.47

Основные неисправности вариаторов и их причины

Пример вариатора

Пример вариатора

В современном мире вариаторы приобретают все большую популярность, и все большее число компаний, занимающихся производством автомобилей, активно их внедряет. Но что касается автовладельцев, многие до сих пор не доверяют им. В данной статье рассмотрены наиболее часто встречающиеся неполадки вариаторов, методы реабилитации и продления срока эксплуатации данного вида коробки передач.

Рассмотрим вышеуказанные пункты, ориентируясь на агрегаты фирмы «Jatco» производства Японии, они монтируются на транспортные средства таких мировых автомобильных компаний: «Renault», «Nissan», «Mitsubishi», «Citroen», «Peugeot», «Suzuki», «Dodge», «Jeep».

Вариатор заслуживает особого внимания из всевозможных видов коробок переключения передач, потому что его устройство не совсем обычно. В отличие от автомата и механики, он меняет передаточное отношение в широком диапазоне, фактически, это не ощущается (CVT – Continuously Variable Transmission – бесступенчатая коробка передач), потому его называют бесступенчатым.

Данный факт дает возможность как можно лучше реализовать тяговую силу двигателя. Именно поэтому моделей автомобилей с вариаторной коробкой передач становится все больше из года в год.

Тем не менее, многие водители сомневаются в вариаторах по причине нестандартности их конструкции. Тогда как в обычных КПП представлены шестерни, то в конструкции бесступенчатой коробки передач присутствуют ременная передача с парой шкивов переменного диаметра, а каждый шкив представляет собой две конусообразные детали, направленные один к другому.

Схождение и расхождение этих деталей создает новый радиус, на который ориентируется ремень из стали и клиновидная цепь с большим количеством звеньев, из-за этого осуществляется плавная корректировка передаточного отношения. Ремень включает в себя множество стальных пластинок и лент. Он взаимодействует с конусами боковыми частями с насечками.

При этом, водителям часто неудобен тот факт, что при такой КПП нет ступеней, так как при разгоне автомобиля обороты коленвала зависают на некотором показателе, двигатель в это время звучит однообразно, а скорость, с которой автомобиль движется, при этом плавно растет, а не раскручивается на каждой новой передаче.

Существует множество слухов, что вариатор – вещь крайне ненадежная и непригодная для ремонта. А некоторые готовы отказаться от понравившейся машины, узнав, что она с вариатором, так как официальные дилеры отказываются от его ремонта и сразу меняют, это требует существенных финансовых затрат, если автомобиль не на гарантии.

Тем не менее, вариаторы часто чинят, но делают это специализированные мастерские.

Вариаторы чаще всего применяются на автомобилях компании «Renault-Nissan», производит их японская компания «Jatco», а наиболее популярная модель – JF011E. Компания «Nissan» поставляет с вариатором модели «X-Trail», «Teana» и «Qashqai». У «Renault» это «Latitude», «Koleos», «Megan», «Scenic» и «Fluence».

Jatco JF011E

Jatco JF011E

Также эти вариаторы монтируются на модели «Lancer», «Outlander» концерна «Mitsubishi», а также «Citroen C-Crosser», «Peugeot 4008», «Suzuki Kizashi», «Dodge Caliber» и «Jeep Compas» оснащены вариатором компании «Jatco».
Рассмотрим наиболее используемый вид вариаторной коробки передач – «Jatco JF011E», его слабые места и возможные проблемы.

Проверка слуха

Наиболее часто встречающаяся проблема – это изнашивание подшипников конусов. При этом появляется необычный гул. Как правило, бывает, это случается по достижении пробега в 50 000 км. Сменить все 4 подшипника с необходимыми дополнениями будет стоить около 35 000 рублей.

При этом, изнашивание насечек стальных пластин ремня может привести к крайне печальным последствиям на дороге, так что замена ремня не будет лишней при любой перестановке подшипников. Эта проблема часто встречается у моделей «Nissan Qashqai», иногда – у «Nissan X-Trail», а у «Mitsubishi Outlander» эта неисправность проявляется только после 150 000-200 000 км пробега.

подшипники вариатора RE0F10A (JF011E)

подшипники вариатора RE0F10A (JF011E)

С заменой подшипников не следует тянуть – при качественной шумоизоляции и отсутствии внимания водителя они могут сломаться, а конус – лопнуть.

Но если они шумят, то шумят они по разным причинам. Прежде всего, изношенные частички контактируют с функциональной поверхностью и таким образом отрицательно влияют на скорость ее разрушения. Они неизбежно туда проникают, так как преграды в виде пары масляных фильтров и магнита недостаточно для их удержания.

При этом, жизнь подшипникам можно продлить, меняя масло через каждые 50 000, а лучше – через 30 000. Но этот вывод основывается только на некоторых наблюдениях, многие специалисты не видят здесь связи. Какие-то вариаторы спокойно живут до 100 000-120 000 км пробега, а какие-то при тех же условиях использования шумят уже по прошествии 50 000 км. Значит, дело в низком качестве подшипников. А иногда подшипники не справляются со своей работой и ее объемами и изнашиваются из-за этого.

Масляный насос начинает работать непосредственно с запуском двигателя. Это единый механизм, который требует замены при выходе редукционного клапана из строя. Тем временем, уже испорченный и запущенный клапан достать очень сложно. Для того, чтобы масло не перегревалось, встроен теплообменник жидкости, ликвидирующий высокую температуру с помощью охлаждающей жидкости.

масляный насос вариатора

масляный насос вариатора

Что касается замены масла, то единого мнения не существует. К примеру, концерн «Renault-Nissan» до 100 000 км пробега (при действии гарантии) советует просто следить за корректным уровнем масла, а «Mitsubishi» просят менять его по достижению 75 000 км пробега.

Следует учесть, что для вариаторов даже масло изготавливается особое – с пометкой «CVT». «Nissan» производит «NS-2», а «Renault» советует «ELFMATIC CVT». «Mitsubishi» рекомендует DiaQueen CVT-J1. Наиболее популярно среди них масло «NS-2», продается по 4 л. Но в сущности, все эти масла имеют одну основу. Тем не менее, использование обычного масла для автоматов в вариаторе недопустимо. Хотя существуют некоторые такие вариаторы, но это, скорее, нетипичные примеры.

Количество масла также рассчитывается из потребности двигателя и вида привода. К примеру, заднеприводному «Nissan Qashqai» с мотором объемом 2 литра при отсутствии масляного радиатора будет нужно примерно 4,2 л. Помимо этого несколько литров по-прежнему находится в гидросистеме и трансформаторе – это масло невозможно слить, а для полной смены масла пользуются особой установкой, и при таких условиях масла нужно больше в 2–3 раза.

Плавный ход

Также довольно нередкая неполадка вариатора – появление рывков и скачков при работе. Причина этой поломки – редукционный клапан масляного насоса. В некоторых положениях его начинает клинить из-за изношенных частичек, которые проходят на функциональную поверхность.

В результате мы имеем неправильное давление системы, а по этой причине шкивы перестают работать слаженно, и ремень начинает проскальзывать. Если поймать момент, в который все это начинает происходить и заехать в сервис как можно раньше, то можно отшлифовать шкивы, тем не менее, ремень все равно нужно сменить, но эта процедура уже будет стоить гораздо дешевле (60 000- 80 000 рублей), чем в запущенном состоянии (более 100 000 рублей).

Масло для вариатора

Масло для вариатора

Можно попробовать вытащить забуксовавшее транспортное средство, в высоком темпе меняя положение рычага из D в R и назад, но при таком методе следует учесть еще один факт – движения при перемещении рычага из положения «паркинга» в D и R. Благодаря этому особенно сильно изнашиваются шлицевые контакты муфт планетарной передачи, а они взаимодействуют с фрикционными дисками.

Поэтому необходима пауза, а оптимально, остановка автомобиля при изменении с D на R и назад. Иначе в итоге таких действий необходима замена шестерни планетарной передачи. Водители часто думают, что причина в гидроблоке, но он очень качественный для вариаторов.

Температурный режим вариатора

Температура – особая характеристика бесступенчатой коробки передач. Предусмотрена даже специальная самодиагностическая система, включающая в себе датчик температуры. Когда он диагностирует повышение температуры, то вариатор автоматически переводится в состояние аварийной работы, а на приборной панели зажигается лампочка.

На некоторых транспортных средствах для создания необходимого температурного режима масла кроме теплообменника создается добавочный радиатор в моторном отсеке, располагается он перед конденсором климатической установки. Конденсор имеет свойство загрязняться пылью через воздуховоды, что блокирует его работу.

Основные симптомы слишком большого количества грязи в радиаторе – слишком большая температура на больших скоростях. Потому промывать радиатор необходимо не реже, чем раз в 2-3 года. Лучше всего при этом снимать бампер.

А в воздуховоды будет нелишним монтировать защитную сетку, так как часто радиаторы просто разрушаются из-за разного рода предметов, летящих в них с дороги. К примеру, что касается «Renault Coleos», то радиатор от вариатора прежде всего подвергается потоку воздуха, а потому часто бывает поврежден камнями и забит грязью. А это снижает качество продува радиатора охладительной системы двигателя.

Радиатор вариатора

Радиатор вариатора

Существует большая вероятность того, что вариаторы будут все больше распространяться, так как неполадки у них встречаются не чаще, чем у механики. Именно поэтому автомобильные компании все больше их популяризируют, хотя раньше не жаловали.

Примером может служить концерн «Toyota», который славится своей надежностью. Они поставили вариатор на «RAV-4» и «Corolla», а «Subaru» — на «XV», «Forester» и «Outback», хотя водители, предпочитающие эту фирму, любят ездить на больших скоростях. А еще не так давно существовало мнение, что вариатор предназначен для небольших скоростей.

Но все меняется.

Невезение

Иногда случаются и нестандартные проблемы. К примеру, порча колеса насоса гидротрансформатора, а в итоге, остановка автомобиля. Бывают еще и неполадки в электронной части, выгорание каких-то контактов в управленческом блоке. Но, как правило, это лишь невезение.

Стоимость неверного диагноза

Звуки вариатора нередко относят к передним подшипникам, а потому меняют их, но проблема остается нетронутой. К тому же, смена этих подшипников также стоит порядка 10 000-15 000 рублей.


Читайте также:
comments powered by HyperComments
Наверх