USD
59.63
-0.36
EUR
70.36
-0.34

Причины скрипа и свиста в системе торможения машины

свист и скреп в колодках

свист и скреп в колодках

Когда мы встречаем в книге или в фильме фразы «Раздался скрип тормозов…» или «Завизжали тормоза, и машина остановилась…», то обычно предполагаем, что это «лихачит» водитель, а с тормозами всё в порядке. На самом деле хорошо отрегулированная тормозная система довольно редко напоминают о себе какими-либо звуками, и даже в случае экстренного торможения на большой скорости шум издают лишь покрышки от трения об асфальт.

А если, нажимая на тормозную педаль, Вы всё чаще слышите скрип, то почти наверняка можно утверждать, что что-то с Вашей машиной не так. Не обязательно сразу обращаться за помощью на СТО — прочитав эту статью, вы в большинстве случаев сможете самостоятельно разобраться в возникшей проблеме и самостоятельно её ликвидировать, или, приехав на СТО, будете вооружены знанием того, какая (и по чём!) помощь необходима Вашему «железному коню».

Давайте сначала немного познакомимся с устройством тормозных систем современных автомобилей. Разве Вам не интересно, почему, когда вы нажимаете на педаль тормоза, Ваш автомобиль замедляет ход, и замедляет тем больше, чем сильнее нажата педаль?

Так как конструкций тормозных систем достаточно много, и каждый производитель автомобилей, выпуская новую модель, снабжает её, как правило, и новой тормозной системой, то говорить мы будем не о какой-то конкретной реализации, а о ПРИНЦИПЕ.

Принцип работы

Во время движения автомобиля его колёса вращаются, и для того, чтобы уменьшить скорость, логичнее всего как-то замедлить частоту вращения колёс. Для этого к каждому колесу тем или иным способом крепится металлический тормозной диск (или барабан).

Рядом с ним располагаются тормозные колодки — выполненные из специального материала, износоустойчивые, они во время торможения прижимаются к тормозному диску/барабану и замедляют частоту его вращения, уменьшая и скорость движения машины.

Управляет тормозными колодками водитель с помощью педали тормоза. При нажатии на неё усилие нажатия передаётся через систему рычагов и/или тросиков на поршень так называемого главного тормозного цилиндра.

Из него, через систему тормозных шлангов и трубопроводов, тормозная жидкость поступает в колёсные цилиндры, поршни которых, выдвигаясь, перемещают тормозные колодки и прижимают их к тормозным дискам/барабанам тем сильнее, чем сильнее нажата педаль тормоза.

В этом описании основного ПРИНЦИПА опущены и вакуумный усилитель тормозов, и устройство главного тормозного цилиндра, который, в частности, в зависимости от того, является ли автомобиль переднеприводным или заднеприводным, объединяет в первом случае в одну секцию правое переднее и левое заднее колёса, а в другую — левое переднее и правое заднее, а у заднеприводных одна секция работает с обеими передними, а другая — с обеими задними колёсами, а также и ещё многие нюансы конструкции, призванные увеличить безопасность и комфортность эксплуатации автомобиля.

Итак, а теперь — о причинах скрипов.

Одна из довольно распространённых — некачественный или не подходящий для данной тормозной системы материал, из которого изготовлены тормозные колодки. Дело в том, что производители машин, проектируя тормозную систему, выбирают материал, размер и форму тормозных колодок для работы с конкретными тормозными дисками (или барабанами, но в дальнейшем будут упоминаться только диски, а Вы имейте в виду, что и барабаны тоже), и различные производители отдают предпочтение разным материалам.

Тормозные колодки

Тормозные колодки

Поэтому тормозные колодки, рассчитанные на применение в тормозной системе одного производителя (пусть даже дорого и качественного), могут оказаться «не ко двору» в тормозной системе другого производителя. Хуже же всего, если колодки изготовлены каким-то сторонним производителем из некачественного материала.

В этом случае Вы получите не только ненадёжное торможение, но и быстрый и неравномерный износ и колодок, и тормозного диска. Более того, вся тормозная система при этом подвергается риску преждевременного выхода из строя.

Используя при ремонте своего автомобиля только комплектующие, выпущенные и/или рекомендованные фирмой-изготовителем Вашего авто, Вы получите не только повышенную комфортность и безопасность вождения, но и сохраните свои нервы и — в конечном итоге — сэкономите свои деньги.

При производстве некоторые детали тормозных систем покрывают лаком или какой-либо другой субстанцией для сохранности в период транспортировки и хранения. При установке таких деталей (а чаще всего это тормозной диск и колодки) на автомобиль именно из-за этого защитного покрытия могут и возникать какие-либо звуки.

Если Вы не хотите ждать, пока защитное покрытие сотрётся само в процессе эксплуатации, сделайте несколько «энергичных» торможений, и проблема будет решена.

Источником неприятного дребезга тормозной системы также могут являться её элементы, выполняющие роль защиты от брызг и грязи. Это различные защитные пластины, крышки, щитки, названия и конструктивные решения которых меняются от производителя к производителю.

В случае если тормозная система Вашего автомобиля оборудована механическим датчиком износа колодок, шум при торможении может издавать именно это устройство. Принцип действия датчика очень прост. Устанавливается он рядом с тормозной колодкой таким образом, что двигается вместе с ней.

По мере износа, то есть уменьшения толщины тормозной колодки, расстояние между датчиком и тормозным диском уменьшается, а при достижении предельно допустимого износа пластина датчика во время торможения начинает входить в соприкосновение с диском. Материал пластины специально подобран так, чтобы, не повреждая диск, создать ясно слышимый характерный звук, сигнализирующий водителю о необходимости замены колодок.

Новые и старые тормозные колодки

Новые и старые тормозные колодки

В завершение темы «скрипов» необходимо упомянуть ещё два момента.

Первый — это температура. В условиях аномальных жары или холода материалы, из которых изготовлена тормозная система Вашей машины, существенно изменяют свои физико-технические характеристики, что может явиться причиной не только неожиданных шумов, но и нестабильной работы.

И второе — грязь. Банальная грязь, которая после Вашей поездки на рыбалку или охоту, да ещё и в дождь, способна не только заставить тормозную систему «зазвучать», но и отказаться выполнять свои функции.

Как видите, причин возникновения посторонних шумов в тормозной системе Вашего авто не так уж и много, и «разобраться» с ними или предотвратить их появление — тоже не очень сложно.

Для безопасности же и Вас, и Вашего автомобиля — помните, что не так важно, как быстро разгоняется Ваше авто — куда важнее, насколько быстро оно останавливается. Удачи!


comments powered by HyperComments
Наверх