USD
59.63
-0.36
EUR
70.36
-0.34

Замена тормозной жидкости в автомобиле своими руками

Залить тормозную жидкость

Залить тормозную жидкость

Механизм гидравлической передачи – одно из самых распространенных устройств, используемых в автомобильной технике. По сути – это разновидность трансмиссии, в которой в качестве промежуточного носителя энергии используется жидкость.

Принцип гидропередачи используется в системе автомобильного гидравлического привода тормозов. К работе этого механизма предъявляются особые требования: от его функционирования зависит безопасность людей во время поездки.

Гидравлическая тормозная система должна не только передать энергию торможения от источника возникновения к колесу, но и многократно усилить ее. При этом жидкость подвергается значительным температурным и динамическим нагрузкам.

К основным параметрам надежности тормозной жидкости относятся:

  • температура кипения – ее рабочие значения достигают 200о;
  • малый коэффициент сжатия – тормозящее усилие может составлять 15 мПа; оно не должно погашаться за счет перехода энергии торможения во внутреннюю энергию жидкости.

Принцип работы тормозного гидропривода

Гидравлическая передача представляет собою главный цилиндр, к которому трубопроводами с одной стороны подсоединена педаль, а с другой – рабочие цилиндры. Вся конструкция представляет собой единую систему. Внутри каждого цилиндра перемещается поршень.

При нажатии педали на поршень главного цилиндра во всех магистралях системы создается избыточное давление, которое равномерно распределяется по всем точкам. Рабочие поршни под действием силы перемещаются и прижимают к тормозным дискам (или барабанам) колес тормозные колодки.

Рабочие тормозные жидкости функционируют одновременно в сосудах с металлическими, резиновыми и полимерными поверхностями. Детали под воздействием среды не должны коррозировать, расслаиваться или набухать. Кроме того, жидкость должна обладать смазывающим эффектом, чтобы снижать эффект трения в механизме. Рабочие свойства жидкостей ухудшаются с попаданием в них посторонних примесей и включений.

Основным врагом тормозных жидкостей является увлажнение. При смешивании состава с водой снижается, в первую очередь, температура кипения. К примеру, согласно требованиям FMVSS № 116 – стандарта безопасности автомобилей, жидкость DOT 3 должна закипать при 230о, а увлажненная DOT 3 – лишь при 140о.

В автомобилестроении в качестве тормозных жидкостей использовались составы на минеральной, этиленгликолевой и силиконовой основе.

Минеральные жидкости, состоящие из масел и спиртов, применяются на отдельных автомобилях старых марок. Разработанные в прошлом веке, они не выдерживают сегодняшних термических нагрузок.

Гликолевые – DOT 3, DOT 4 – используются на большинстве легковых автомобилей в настоящее время. Отрицательным качеством считается их гигроскопичность.

Силиконовые – DOT 5 – это жидкости для спецтехники, гоночных болидов.

Причины замены жидкости

Ввиду повсеместного практического распространения в качестве тормозных жидкостей гликолевых составов, автомобилистам приходится регулярно менять жидкость из-за повышения ее обводненности. Предельный срок эксплуатации DOT 3, DOT 4 и их аналогов не превышает 3-х лет.

Еще одной причиной обновления содержания гидропривода тормозов является смешение жидкостей – хоть и имеющих одинаковое наименование, но выпущенных разными производителями.

Тормозуха

Тормозуха

Нередко заглядывая в тормозной бачок, автовладелец вместо прозрачной желто-коричневой тормозной жидкости видит мутную бурую субстанцию. Микроскопические капли влаги, металлическая пыль, отработка от перегретых резиновых уплотнителей снижают безопасность езды.

Замена тормозной жидкости входит в перечень обязательных операций, совершаемых при регулярном обслуживании авто, поэтому ее выполняет любая станция автосервиса. Берутся за эту работу ремонтные мастерские и отдельные специалисты-автослесари. Однако заменить содержимое тормозной системы под силу любому автовладельцу с помощником.

Эта операция практически одинаково выполняется для всех марок машин. Отличается порядок проведения работ при обновлении тормозной жидкости на авто, оборудованных АБС. Разницу проследим на примере обслуживания российского ВАЗ-2199 и модели из страны восходящего солнца Lexus RX300.

Замена тормозной жидкости на ВАЗ-2199

Прежде выполняем подготовительные операции:

заготавливаем инструмент: баллонный ключ, ключ для откручивания штуцеров (с рожком на три четверти диаметра), силиконового шланга диаметром 10 мм, плоской посуды для слива использованного субстрата, невысокой пластиковой прозрачной бутылки для прокачки; приглашаем товарища помочь.

На Ладе оборудовано два раздельных контура, соединяющих тормозные механизмы диагонально расположенных колес: правое переднее с левым задним, и левое переднее с правым задним.

Операцию можно выполнять без вывешивания колеса, но для этого нужен опыт и удобная эстакада. В условиях частного гаража и ямы с узкой щелью, машину придется поднимать – поочередно у каждого тормозного цилиндра. Штуцера на тыльной стороне колесного кожуха под кузовом очищаются от грязи. Затем к ним присоединяются шланги, свободный конец которых опускаются в приготовленную сливную тару.

Поочередно откручиваются все штуцера, и отработка при нажатой педали сливается через подсоединенные шланги в приготовленные емкости. Затем штуцера закрывают. В главный бачок заливают новую жидкость.

Прокачку начинают с правого заднего колеса, как наиболее удаленного от главного цилиндра.

Помощник на водительском месте по команде несколько раз энергично нажимает на педаль и фиксирует ее в нажатом состоянии. Водитель открывает штуцер и выпускает воздух через шланг, опущенный в бутылку с небольшим количеством чистой жидкости.

После нескольких циклов бачок наполняют доверху. Переход выполняют до тех пор, пока из цилиндра не прекратит выходить воздушно-жидкостная суспензия.

Операцию повторяют на каждом колесе в последовательности: правое заднее, левое переднее, левое заднее, правое переднее.

Проверяют плавность, мягкость и глубину рабочего хода педали. Если эти параметры в норме, совершают пробные остановки. При необходимости прокачку системы повторяют.

Замена тормозной жидкости на LEXUS RX300

Технология замены жидкости в тормозных магистралях Lexus RX300 включает дополнительную операцию: замену жидкости в модуляторе антиблокировочной системы.

Начинают с замены жидкости и последующей прокачки каждого контура: их расположение такое же, как на Ладе, поэтому последовательность работ идентична.

Чтобы прокачать модулятор АБС нужно специальное оборудование, позволяющее создать избыточное давление в главном бачке тормозной системы. Его можно соорудить из груши от старого тонометра, запасного тормозного штуцера, ненужной крышки бачка и силиконового шланга.

На бачке главного цилиндра заменяем штатную крышку на ту, где стоит штуцер. Затем

получившимся насосом подкачиваем воздух в полость главного бачка. Надеваем силиконовый шланг на выходной штуцер гидроаккумулятора АБС и выкручиваем его на полтора витка. Подкачку главного тормозного бачка проводим до тех пор, пока из шланга не начнет поступать новая жидкость.

Проверяем работу тормозной системы, проводим уборку рабочего места. После этого можем вновь эксплуатировать авто.

Замена тормозной жидкости в магистралях автомобиля, элементы АБС которого разнесены по разным точкам и элементам тормозной системы, потребует дополнительного оборудования и усилий. Для качественного выполнения работы потребуется устройство, сканирующее данные с электронного блока управления антиблокировочного устройства.

Обслуживание машин такой конструкции производится с участием специалистов и применением спецоснастки. В условиях кустарной мастерской добиться положительного результата будет сложно. Чтобы быть уверенным в безотказности авто, нужно работу доверить сертифицированной компании.


comments powered by HyperComments
Наверх