USD
59.14
-0.22
EUR
69.43
-0.29

Если не горят фары. Информация для жителей Украины

Еще летом ГАИ начала напоминать водителям о том, что с 1 октября их будут штрафовать за невключенный ближний свет за городом. Так какие штрафы грозят водителям и насколько реальны такие угрозы?

Невключенные фары

Согласно изменениям, внесенным в Правила дорожного движения минувшей весной, в целях обозначения всех механических транспортных средств в светлую пору суток на них с 1 октября по 1 мая при движении вне населенных пунктов должны быть включены дневные ходовые огни, а в случае их отсутствия в конструкции транспортного средства — ближний свет фар.

В дождь, туман и в яркое солнце

Далеко не все восприняли данную норму однозначно. Это как раз тот редкий случай, когда среди водителей нет консенсуса относительно разумности и целесообразности данного нововведения. Действительно, доказать пользу от включенных фар пока никто однозначно не может — кроме, пожалуй, водителей автомобилей с наглухо затонированными стеклами. А вот то, что движение с ближним светом в светлое время суток однозначно приводит к повышенному расходу топлива н утомлению зрения встречных водителей, — факт.

Подчеркну, к плохой видимости в зимний период данное нововведение не имеет никакого отношения, ведь Правилами и так предусмотрено, что в условиях ограниченной видимости (туман, снегопад) включать ближний свет нужно обязательно независимо от календаря. Другое дело — энергосберегающие и не слепящие светодиодные дневные ходовые огни (ДХО). Их давно использует и Европа, и Россия, и установить их на свой атомобиль может самостоятельно или в условиях СТО каждый автовладелец.

У нас же подобное почемуто отнесено к разряду переоборудования, так что «самовольная» установка ДХО грозит серьезными проблемами. Одним словом, создастся впечатление, что введение ближнего света фар в светлое время суток является не чем иным, как очередной попыткой залезть в карман к водителям и автовладельцам: как за установку ДХО (будь она согласованная либо самовольная), так и за не включение днем ближнего света.

Машина на трассе с включенными фарами

Впрочем, мы пока не будем обсуждать целесообразность данного новшества, тем более что никакой статистики по этому вопросу в Украине не существует, а в других странах она накоплена, как правило, в иных дорожных условиях и к тому же весьма неоднозначна: обычно первые несколько лет после введения обязательного «обозначения» автомобилей в светлое время суток аварийность, связанная с их столкновениями, несколько падает, а затем, когда ближний свет или ДХО входят в привычку, их перестают замечать, и аварийность возвращается к прежнему уровню.

Зато гораздо чаше участниками ДТП становятся мотоциклисты, которые просто теряются на фоне машин с включенными фарами. Но вернемся к штрафам. ГАИ обещает штрафовать за движение днем с выключенными фарами, хотя на самом деле штраф за это не предусмотрен. Но как же тогда будет квалифицировать данное «нарушение» ГАИ?

«Световые приборы» не проходят

Скорее всего, ГАИ будет квалифицировать движение в светлое время суток с выключенными фарами как нарушение правил пользования внешними световыми приборами, за что согласно части 2 статьи 122 Админкодекса предусмотрен весьма существенный штраф — 420-510 грн.

Но даже мало-мальски грамотный водитель может легко объяснить инспектору ГАИ, что санкции по данной статье здесь неприменимы. Прежде всего требование включать ближний свет в светлое время суток прописано в разделе Правил «Предупреждающие сигналы», а не в разделе «Пользование внешними световыми приборами». Поэтому за невключенный ближний свет в светлое время суток привлечь водителя к ответственности за нарушение правил пользования световыми приборами нельзя. Причем независимо от того, не включил их водитель сознательно либо они у него неисправны.

Когда фары неисправны

Могут ли, например, привлечь водителя к ответственности за управление технически неисправным транспортным средством в случае, если внешние световые приборы неисправны днем? Правила дорожного движения (п.31.4.3 в) запрещают эксплуатацию транспортных средств только в случае, если не горит лампа левой фары в режиме ближнего света независимо от времени суток.

Но согласно п. 31.6 дальнейшее движение транспортных средств запрещается, только если лампы фар или задних габаритных фонарей не горят в темную пору суток или в условиях недостаточной видимости. Так что, если подобная неисправность возникнет в светлое время суток, даже в период с 1 октября по 1 мая штраф грамотному водителю не грозит.

Ведь согласно п. 31.5 ПДД в случае возникновения в дороге вышеупомянутой неисправности (негоряшая левая фара в режиме ближнего света) водитель должен принять меры для ее устранения, а если это сделать невозможно — двигаться как можно более коротким путем к месту стоянки или ремонта, придерживаясь мер предосторожности и выполняя требования пунктов 9.9 и 9.1 Правил.

Таким образом, водитель автомобиля, на котором не работают ни фары, ни габариты, может передвигаться на нем в светлое время суток совершенно законно. Конечно, сотрудник ГАИ может вспомнить, что согласно п. 9.9 Правил на транспортном средстве, которое движется с техническими неисправностями, с которыми движение не запрещено, должна быть включена аварийная световая сигнализация. Но она тоже может быть неисправна, и с такой неисправностью Правила тоже не запрещают эксплуатацию транспортного средства.

Включение либо нет фар — ваше дело

Главное — подавать предупреждающие сигналы о поворотах и об остановке рукой. Конечно, девять из десяти современных водителей никогда об этом не слышали, но необходимую информацию несложно найти в п. 9.3 Правил. Да, в случае если неисправна аварийная световая сигнализация сзади автомобиля, согласно п. 9.11 Правил должен бьггь установлен знак аварийной остановки или мигающий красный фонарь. Но за их отсутствие или утерю при недостаточно надежном креплении ответственность также не предусмотрена. Таким образом, в случае неисправности световых приборов в светлое время суток можно вполне законно передвигаться с выключенным светом фар без каких-либо последствий.

Тем более что в ст. 121 Админкодекса прямо прописано, что ответственность в виде штрафа от 340 до 425 грн. предусмотрена за управление транспортным средством, имеющим неисправности внешних световых приборов в темную пору суток. Про светлое же время суток здесь не сказано ни слова.

Движение с неисправными фарами в светлое время суток не является нарушением ПДД

Ближний свет — предупреждающий

Как уже упоминалось, требование включать ближний свет в светлое время суток прописано в разделе Правил «Предупреждающие сигналы». При этом в п. 9.1 г ПДД прямо сказано, что включение ближнего света в светлое время суток является предупреждающим сигналом. А это в корне меняет дело.

Снова заглянем в ту же самую часть 2 статьи 122 Админкодекса, которая предусматривает ответственность в виде штрафа 425-510 грн. за нарушение правил пользованная предупреждающими сигналами, но там имеется оговорка: только при начале движения или изменении его направления. Понятно, что речь здесь идет об указателях поворота, в чем несложно убедиться, заглянув в п. 9.2 Правил. Здесь сказано, что водитель должен подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления перед началом движения, остановкой, перестроением, поворотом или разворотом.

В то же время ближний свет фар или ДХО, которые являются предупреждающими сигналами, должны быть включены во время движения, а не при начале движения или изменении его направления, поэтому за их невключение нельзя привлечь к ответственности и за нарушение правил пользования предупреждающими сигналами. Так что за невключенный свет в светлое время суток наложение штрафа за нарушение правил пользования предупреждающими сигналами также будет незаконно.

Кстати, это же относится и к штрафу за неиспользование аварийной световой сигнализации (предупреждающих сигналов) во время движения. Таким образом, если в ясный солнечный день в период с 1 октября по 1 мая водитель по какой-то причине не сможет или не захочет включить ближний свет либо просто забудет это сделать, он вполне законно может не платить штраф и тем более не давать взятку. При условии, конечно, что он будет знать Правила и сможет разъяснить это инспектору ГАИ.


Читайте также:
comments powered by HyperComments
Наверх