USD
59.66
-0.49
EUR
66.68
-0.47

Антифриз: что надо знать для правильного выбора

антифриз

антифриз

Каждый автолюбитель понимает важную роль, которую играет антифриз в бесперебойной работе его автомобиля. Но для того, чтобы антифриз действительно обеспечивал комфортную и безопасную езду авто, следует научиться правильно его выбирать.

Как появился первый антифриз

Несколько десятилетий назад для системы охлаждения использовалась самая обыкновенная вода. Она, конечно, охлаждала в какой-то степени двигатель внутреннего сгорания автомобиля, но использовать ее в системе было очень неудобно.

Летом в жаркую погоду она быстро закипала, а в зимние холода – мгновенно замерзала. Чтобы избежать этого водителям приходилось вечером сливать воду из системы, а утром вновь ее туда заливать. Довольно неудобно и хлопотно. Особенно если какой-нибудь автолюбитель халатно забудет слить воду вечером, то утром машину просто было не завести, приходилось отогревать систему.

Впоследствии воду стали смешивать с глицерином. По своим химическим свойствам он приносил некоторое облегчение водителям, так как смесь замерзала уже при более низких температурах, нежели вода, да и закипала при температуре почти в 3000С. Однако, не обошлось и без недостатков. Смесь имела довольно большую вязкость, что негативно сказывалось как на работе самого двигателя, так и на циркуляции системы охлаждения.

Затем ученые-химики предложили добавлять в глицериновую смесь сначала этанол, потом чуть позднее этиленгликоль для улучшения эксплуатационных показателей. Так появились первые антифризные составы.

Antifreeze, его состав и свойства

К антифризам принято относить все жидкости, которые при низких температурах не замерзают. В переводе с английского языка этот термин и обозначает «незамерзающая жидкость».

В автомобилях антифриз принято использовать в системе охлаждения для бесперебойной работы двигателей внутреннего сгорания, для избегания его перегрева и последующего закипания.

С химической стороны антифриз представляет собой смесь этиленгликоля с дистиллированной водой. Также в некоторые антифризные составы может быть добавлен глицерин, спирт (одноатомный) и по усмотрению производителя некоторые другие присадки. Как правило, в качестве присадок выступают антивспенивающие, моющие, противокоррозийные и стабилизирующие составы.

Стоит отметить, что в производстве антифриз может различаться не только по долевому составу некоторых компонентов, но и по цвету. На прилавках автомагазинов можно увидеть зеленую, синюю, желтую и красную незамерзающую жидкость. На химические и эксплуатационные свойства цвет не имеет никакого существенного влияния.

Такое «цветовое разнообразие» введено в производство лишь для удобства потенциальных клиентов.

Основные характерные показатели антифриза

Точка кипения и точка замерзания являются основополагающими характеристиками эксплуатационных свойств любого антифриза.

Эти температурные критерии зависят, прежде всего, от химического состава жидкости, а именно от пропорционального соотношения входящих в него этиленгликоля и дистиллированной воды.

Если незамерзающая жидкость на 60% состоит из этиленгликоля, а оставшиеся 40% занимает вода, то такой антифриз замерзнет лишь при температурном показателе воздуха в -450С.

Если учитывать, что коэффициент замерзания антифриза гораздо меньше, чем тот же показатель у воды, то соотношение 40% к 60% является оптимальным решением. Потому как в этом случае коэффициент расширения будет равен 1,5%.

Именно такое пропорциональное соотношение химического состава незамерзающей жидкости обеспечивает бесперебойную работу двигателя автомобиля, предостерегая его от перегрева и закипания.

Виды незамерзающей жидкости (антифриза)

В химической автомобильной промышленности изначально было принято обозначать антифриз буквой G (G-11, G-12, G12+, G-12++ и G-13). Такая спецификация введена специалистами компании Volkswagen Audi Group и признана во всем мире.

Исходя из химического состава антифриза, можно выделить несколько основополагающих типов:

  • жидкости на основе органики;
  • неорганические жидкости;
  • тосол.

Антифриз на органической основе Такие охлаждающие жидкости называют еще карбоксилатными. В их состав входят ингибиторы, представляющие собой антикоррозийные добавки. Их производят на основе карбоновых (органических) кислот. Такие жидкости в процессе работы не образуют защитную пленку на металлических деталях системы, но при этом имеют высокие антикоррозийные показатели.

Благодаря таким эксплуатационным характеристикам антифризы с обозначением G-12 и G-12+ имеют достаточный срок службы.

Но есть и свои противопоказания. Такие охлаждающие жидкости следует с осторожность использовать в системе охлаждения двигателей, в которой присутствуют металлические детали или детали из сплавов (медь, латунь и др.).

Неорганические антифризы

Гибридные (неорганические) охлаждающие жидкости в своем составе кроме органических ингибиторов имеют еще и неорганические, такие как нитриты, фосфаты или силикаты. Антифризы такого состава имеют обозначение G-11 и рекомендованы для использования в любых двигателях.

Антифриз

Антифриз

Это объясняется тем, что данный тип антифриза в процессе своей работы образует защитную антикоррозионную пленку.

Одной стороны это хорошо для защиты металлических деталей. Но с другой стороны, по прошествии определенного количества времени толщина этой пленки заметно увеличивается, что сказывается на работе всей системы. Поэтому срок эксплуатации такой антифриз имеет меньший, чем у органических составов.

Тосол

Тосол также является незамерзающей жидкостью, просто его производство началось еще в СССР и не потеряло своей актуальности и в наши дни. Выпускается, как правило, в синем цвете, а в составе имеет силикаты, фосфаты, нитраты, нитриты, бораты и другую органику. Она то и предназначается для предохранения металлических составляющих системы от коррозии.

Российский тосол

Российский тосол

Точка кипения тосола составляет чуть больше 1000С, а потому имеет непродолжительный срок эксплуатации. Еще одной неблагоприятной характеристикой является и тот факт, что при работе системы охлаждения с тосолом в ней образуется достаточный силикатный слой. Он в свою очередь негативно сказывается на показателях теплообмена и эффективности работы двигателя.

Критерии правильного выбора

Большой ассортимент выпускаемых типов охлаждающей жидкости многих автолюбителей ставит в тупик. Да и запутаться нетрудно. Ведь каждый производитель старается, как можно краше расписать все эксплуатационные свойства именно своего антифриза.

Но есть одно самое главное правило, которое не позволит совершить ошибку. Достаточно просто следовать рекомендациям производителя своего автомобиля. Всю необходимую информацию можно будет найти в руководстве пользователя. Если же на прилавках магазинов вашего города нет такого антифриза, то рекомендуется покупать аналог, максимально схожий по эксплуатационным характеристикам.

Но в любом случае, следует соблюдать предельную внимательность при покупке. Сегодня очень часто недобросовестные производители меняют состав охлаждающей жидкости, вместо основного элемента (этиленгликоля) вводят метанол, чтобы снизить затраты на изготовление. Но разрушительное действие метанола на металл довольно быстро может сказаться на работе всей системы.

Как и когда менять антифриз

Если вы хотите, чтобы ваш автомобиль служил долго и бесперебойно, следует внимательно относиться к соблюдению сроков замены охлаждающей жидкости в системе.

Практически все производители рекомендуют осуществлять замену антифриза, после того как будет пройден рубеж в 40 000 км. Последние марки антифризов, такие как G-12 и G-13, способны обеспечивать комфортную работу двигателя и до 100 000 км пробега. Однако многие опытные автовладельцы советуют делать это чаще, например, ежегодно, в независимости показателей одометра.

Если необходимо долить охлаждающую жидкость, то предварительно следует уточнить ее цвет и только после этого произвести доливку. Смешивать разно цветовые антифризы крайне не рекомендуется!

Если же определить цвет не представляется возможным, то необходимо полностью слить антифриз, а потом уже произвести заливку новой, выбранной охлаждающей жидкости.


Читайте также:
comments powered by HyperComments
Наверх