USD
59.27
-0.36
EUR
69.67
-0.69

Что такое ESP и как она работает

Пример поворота с ESP и без ESP

Пример поворота с ESP и без ESP

Значение ESP и принцип работы

ESP (Electronic Stability Control) — это электронная система динамической стабилизации автомобиля. Какое значение имеет наличие данной системы в автомобиле, если возникает угроза аварии на дороге?

Электронный контроль устойчивости относится к системе безопасности автомобиля, которая функционирует во время его движения и помогает предотвратить занос путем влияния на момент силы колеса (или колес) через компьютерную систему машины. Компьютерная система машины управляется посредством детекторов, реагирующих на курс движения авто с учетом позиции рулевого колеса и педали ускорения. Компьютер также получает данные о направлении заноса.

Таким образом, при угрозе аварийной ситуации и потере водителем контроля над управлением машиной, в работу мгновенно вступает ESP и корректирует курс движения транспортного средства. При заносе вправо или влево происходит торможение сразу двух колес справа или слева, либо только переднего или заднего.

Определение колеса торможения происходит автоматически. В случае высокой опасности и наступлении критической ситуации ESP уменьшает количество подаваемого в инжектор топлива и, таким образом, прекращает работу двигателя. Реагирование системы происходит мгновенно и едва заметно. Основное значение в данном процессе имеют электронная система против противоблокировочная система торможения (ABS), а также сам блок управления системой.

С учетом изложенного становится очевидно, что ESP не может иметь место без установленной в автомобиле системы ABS. Программа ESP и сенсоры к ней являются приложением к ABS. Вместе с тем, несмотря на невысокую себестоимость приобретения ESP, многие автолюбители отказываются от приобретения столь полезной системы обеспечения своей собственной безопасности в угоду незначительного понижения стоимости авто в целом.

С начала 2009 года повысились требования к автомобилям при прохождении краш-тестов в Euro NCAP. Так, в ходе различных испытаний множество современных автомобилей по старым критериям оценки получали максимальный балл. В настоящее время для того, чтобы заполучить наивысшую оценку в пять звезд, автомобиль в базовой комплектации должен быть оснащен ESP.

Подход к системе оценки авто в части требований безопасности, а также постепенное распространение и доступность системы ESP, несомненно, радуют. Вместе с тем, подход производителей, которые предлагают систему ESP как дополнительную опцию, неправильный, так как данная система безопасности заслуживает особого внимания и должна быть неотъемлемой составляющей современного автомобиля в базовой комплектации.

Те автолюбители, которые испытали на деле электронную систему динамической стабилизации ESP, утверждают, что никогда от нее не откажутся при выборе нового автомобиля.

Как же обстоит ситуация с внедрением ESP в передовых странах Европы? Как бы ни казалось странным, для продвинутых европейцев при выборе автомобиля являются приоритетными модели, оснащенные элементами комфорта типа кожаного салона, мощной аудиосистемы, особенных фар и тому подобного, по сравнению с автомобилями, оснащенными системой безопасности. Аналогичная ситуация на рынках стран СНГ.

Британские специалисты провели исследование, касающееся систем динамической безопасности автомобилей, которое показало, что 10% европейцев не имеют представления, что представляет собой ESP и где она применяется. Другие жители Европы недооценивают значимости Electronic Stability Control. Еще меньше осознана значимость систем динамической стабилизации авто потребителями российского рынка.

По результатам впечатляющих исследований американских ученых установлено, что оснащенность автомобилей системой ESP помогла бы уменьшить количество ДТП на 50%. Согласно исследованиям представителей фирмы Honda автолюбители при езде на автомобилях данной марки с ESP на 35% снижают вероятность попадания в аварию.

Доля оснащения ESP в мире

Доля оснащения ESP в мире

Огорчает статистика установки систем ESP на новые авто в Англии. Систему стабилизации устанавливают лишь треть от всех покупателей авто. Статистику улучшают педантичные немцы, которые в большинстве – 60% автолюбителей – заказывают ESP.

Стоит отметить, что, безусловно, такие общепризнанные бренды как BMW, Mercedes-Benz, Lexus, Volvo, Audi в базовой комплектации уже оснащены системами динамической стабилизации. В более бюджетных марках автомобилей ESP является дополнительной дорогой опцией.

Фирма Bosch уже в 1995 году впервые внедрила первую ESP, оснащение которой обходится компании порядка 7000-9000 рублей. Вместе с тем, при предложении клиенту данных систем продавцы завышают ценукак минимум в два раза.

Интересно, что все модели Mercedes-Benz в настоящее время укомплектованы ESP. Представители данной компании при производстве своего продукта считают важными комфорт и высокие технологии, но ставят превыше всего максимальную безопасность потребителя при движении автомобиля. Представители Mercedes-Benz заявили, что электронный контроль устойчивости должен в обязательном порядке входить в базовую комплектацию автомобиля.

Рассмотрим для сравнения ситуацию на отечественном рынке. Так, чтобы оснастить Ford Focus (Comfort и Ghia) системой динамической стабилизации ESP потребуется внушительная сумма в 17 900 рублей. Теперь становится понятно, почему многие автолюбители предпочтут иные престижные опции в ущерб собственной безопасности.

Общественное мнение

С учетом низкой осведомленности населения о системах динамической безопасности автомобилей британские ученые провели тестирование населения на предмет готовности использовать в своих авто ESP. Перед проведением тестирования машин на полигоне третья часть опрошенных не были осведомлены вовсе о системах ESP, остальные опрошенные владели поверхностной информацией о данных системах, но были готовы оплатить за установку системы не более порядка 10 000 (в пересчете на российские рубли). В приоритетах желаемых качеств ESP оказалась на шестом месте после класса, модели, дизайна авто, вместимости багажника и расхода топлива.

Избежал аварии благодаря ESP

Избежал аварии благодаря ESP

После проведения тестов авто с включенными и отключенными системами ESP присутствующие были впечатлены значением системы безопасности. Так, на скорости 80 км/ч при объезде препятствия на авто с отключенной ESP, неминуемо случилась бы авария – все испытуемые потеряли контроль над автомобилем. Пари включенной системе водители смогли откорректировать траекторию движения и вписаться в поворот.

Значение ESP недооценили также и страховые компании, которые не учли, насколько система динамической стабилизации авто снижает вероятность ДТП. До настоящего времени владельцы машин с ESP и без нее вносят одинаковые суммы за страховой полис. Однако в будущем ситуация изменится.

Так, представитель одной значимой страховой компании Англии заявил, что ситуация с распространением ESP аналогична обстоятельствам с распространением в 80-х годах системы ABS, при оснащении которыми автовладельцы платили меньшие страховые взносы.

Существует мнение, что такая же ситуация сложится при повсеместном оснащении авто ESP в будущем. Однако, в настоящее время, немногие осознали значимость Electronic Stability Control. Будем надеяться, что автолюбители в будущем станут более щепетильными в вопросах собственной безопасности и безопасности окружающих людей.

Заключительные выводы

Автолюбители до настоящего времени не осознали жизненно важной значимости систем динамической стабилизации авто, променяв их при покупке новой машины на дополнительные опции комфорта и престижа. Данная статья рассчитана на то, чтобы автолюбители задумались о том, что развитие технологий идет вперед и в этом потоке самым важным остается сохранность собственной жизни и безопасности, а также безопасности близких, которые сопровождают нас в поездках, пешеходов, которые не всегда бывают внимательны к движущемуся транспорту.

Мы считаем, что ESP должна стать неотъемлемой составляющей базовой комплектации любого современного автомобиля наряду с обычными подушками и ремнями безопасности. Компании-производители авто тратят лишь 200 фунтов при оснащении авто данной системой, тогда как система уменьшает вероятность ДТП на 30%, что представляет собой тысячи людей, спасенных от автокатастроф.

Радует то, что сами производители авто не сомневаются в том, что вскоре системы ESP займут свое заслуженное место в базовых комплектациях авто. Скорейшему распространению ESP может послужить иной подход страховых компаний по взыманию меньших сумм страховых взносов с владельцев авто, оснащенным системами динамической стабилизации, внесение требований по оснащению данными системами авто в нормативно-правовые акты, личная заинтересованность и принципиальность автовладельцев.


comments powered by HyperComments
Наверх